Наезд большегрузов: «Платон» смягчается, но не сдается



В пятницу фуры из разных регионов страны блокировали въезд на МКАД в знак неприятия закона о взимании платы за проезд по федеральным трассам. Правительство страны тем временем идет на новые уступки и новые ужесточения закона.

Как ходили на Москву

4 декабря ознаменовалось очередной всероссийской акцией протеста против закона о новых сборах с 12-тонников. Забастовка на МКАДе первоначально намечалась еще на 30 ноября. Но до столицы добрались тогда немногие: на подступах к Москве грузовики останавливали сотрудники ДПС, объясняя свои действия антитеррористической профилактикой, после чего большинство машин разворачивали обратно или на стоянки. Усиленная работа ГИБДД развернулась и в регионах.

— С 30 ноября на 1 декабря на въезде в Тоншалово образовалась пробка из грузовиков. Останавливали водителей не только полицейские, но и судебные приставы, налоговая служба, хотя они, на наш взгляд, не имеют отношения к антитеррору. Просто нужно было найти повод, чтобы дольше задержать грузовики, выезжающие из города, — уверен череповецкий предприниматель и активист движения дальнобойщиков Сергей Беззаботнов. — Похожая ситуация была и в районе грязовецкого поста.

4 декабря все сложилось более удачно. Доехавшие до столицы дальнобои выбрались на МКАД и закрыли въезд в город со стороны Ленинградского шоссе. По данным открытых источников, образовалась пробка длиной 60 км. ГИБДД при этом сообщала, что перекрытие дороги — полицейская спецоперация.

Изменения в законах

2 декабря при Минтрансе была собрана рабочая группа, которая обсудила проблемы взимания платы с большегрузов. Представители бизнеса составили список из более чем 30 недостатков платежной системы «Платон», которые компания «РТ-Инвест Транспортные системы» должна устранить по указанию Минтранса в сжатые сроки. 4 декабря Госдума приняла закон о снижении штрафов для водителей, выехавших на трассу бесплатно: решено установить штраф 5 тыс. руб. за первое нарушение и 10 тыс. руб. — за повторное, уравняв при этом водителей и владельцев фур, физических и юридических лиц (пока самые неподъемные штрафы действуют для организаций, владеющих фурами, — 450 тыс. руб. за повторное нарушение).

На заседании рабочей группы были внесены и другие предложения, о которых рассказал газете «Речь» ее участник Сергей Беззаботнов. Прежде всего он говорит о возможном введении пост- и предоплаты проезда и снижении цены при оплате заранее.

— Обсуждается введение моратория на «Платон» до устранения всех его недоработок. Если не отменять систему, то нужно хотя бы пойти по пути Германии, где в течение двух лет система отрабатывалась в тестовом режиме и лишь потом стали собирать взносы, — отметил Беззаботнов.

Меж тем цены в магазинах стали подниматься еще с начала волнений, что горожане заметили, к примеру, по яйцам, подсолнечному маслу. Ряд перевозчиков уже сейчас предъявляет заказчикам маршрутные карты, обосновывая этим увеличение стоимости перевозки. А в дни, когда фуры останавливали на дорогах, приходилось предъявлять даже видеозаписи, иначе заказчики не верили, что простой машин вызван полицейскими мерами. Розничным продавцам все труднее сдерживать цены, ряд крупных компаний намеревается подать иск к «Платону» в связи с убытками, понесенными из-за сбоев в его работе.

А Госдума в экстренном порядке обсуждает еще одно нововведение — приравнять автопробеги к демонстрациям, палаточные городки — к пикетам, а штрафы за несанкционированные забастовки поднять до 300 тыс. руб. с граждан и 1 млн руб. — с юрлиц.

Юлия Бочкарева,
Газета "Речь", 7 декабря 2015 г.