Станет ли меньше своего молока и хлеба?



Что мешает местным производителям противостоять конкурентам.

Закрывается вафельный цех, на прилавках больших магазинов все меньше наших молока и хлеба. Почему власть не защищает интересы местных производителей? С этим вопросом к нам все чаще стали обращаться горожане. Попробуем разобраться.

Оптимизировать производство

За разъяснениями мы обратились к заместителю мэра по экономике и стратегии города Михаилу Ананьину.

— Да, мы получали сигналы от работников этих производств, — говорит Михаил Ананьин. — Весной мы посетили хлебокомбинат. Что мы увидели? У комбината одно производство на территории в районе вокзала, другое — в Заречье. Ряд помещений не заняты в процессе, поэтому они закрываются. Нормальный, закономерный процесс оптимизации, поскольку это расходы на «коммуналку», налоги на землю, имущество. Для сравнения на комбинате нам показали две линии. Одна по производству белого хлеба (батон «Нарезной»), другая — черного (хлеб «Дарницкий»). Разница существенная. В производстве белого хлеба задействована старая печь, ее долго разогревают, она энергоемка, затратна в эксплуатации. Вторая линия — новые печи, точнее духовые шкафы. Современное хлебопекарное производство. Есть спрос — печи полностью заряжают, нет — уменьшают объемы.

Хлебокомбинат оптимизирует мощности. С молочным производством сложнее. Предприятие, по сути, на внешнем управлении, балансирует на уровне нулевой рентабельности. Идет оценка его активов, решается вопрос, выставлять его на торги или нет.

Инструменты помощи

Как городская администрация может помочь местным производителям?

— Законных рычагов у нас нет, — говорит Михаил Ананьин. — Мы не можем дать налоговые преференции, вложить деньги бюджета. Задача органов власти — содержание территорий, решение коммунальных вопросов. Более того, если мы будем вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, нас поправит прокуратура, указав на федеральный закон № 131 о местном самоуправлении.

Что делать? Город «поставляет» инвесторов попавшим в сложную ситуацию предприятиям. Главное требование — сохранить профиль. Город не раз выступал инициатором и организатором совместных встреч с местными производителями, представителями федеральных сетей. На них высказано немало взаимных претензий, но и предложений тоже.

В частности, местные производители сетуют: чтобы попасть на прилавки больших торговых центров, нужно сначала везти свою продукцию в оптовые распределительные центры (Ярославль, Иваново и т. п.). А это огромные транспортные затраты. Требование сетей — это еще и затраты на специальные упаковку, маркировку. Выдержать конкуренцию с большим производством крайне сложно: обороты не те.

В свою очередь сети, признавая качество продукции местных производителей, упрекают их в вялости маркетинга. Спрос — штука капризная. Значит, надо проводить ребрендинг, постоянно внедрять новшества. Например, череповецкие пряники — вкусный, натуральный продукт.

— Но потребителю в Санкт-Петербурге название «череповецкий пряник» ни о чем не говорит. Наоборот, отпугивает. Череповец ассоциируется скорее с промышленностью, — замечает Михаил Ананьин. — Значит, нужен иной формат представления продукции.

Есть и другие нюансы. Сейчас в тренде минимальные размеры и объемы сметаны, йогуртов, пряников, тортов. Например, студент возьмет мини-упаковку, домохозяйка в большой семье — максимальную. Местный производитель не изменяет одному размеру.

Кроме того, рынок жестко диктует свои правила. Молочный комбинат сократил линейку продукции — его место тут же занял другой поставщик. Возвращать нишу крайне сложно. Вывод: защищать интересы местных производителей нужно. Иначе наш рынок заполонят дешевые продукты, в составе которых сплошная «химия». Но делать это нужно совместными усилиями, подчиняясь законам рынка.

Держать марку

«Череповецкое качество», «Настоящий вологодский продукт» — под этими местными марками продается натуральный продукт местного производства, будь то молоко, хлеб или колбаса. А натуральному продукту очень трудно выдерживать конкуренцию.

Уступать нишу привозной продукции нельзя. В этом убеждены эксперты череповецкого потребительского рынка. Защищать свое нужно. Встречи и семинары по вопросам качества с участием представителей областного департамента сельского хозяйства, мэрии, Роспотребнадзора, ФБУ «Череповецкий ЦСМ» проходят регулярно.

— Качество местной продукции и сейчас никто не ставит под сомнение. Его гарантирует еще и внутренний жесткий контроль на производствах, — говорит Ирина Аппалонова, начальник испытательной лаборатории ФБУ «Череповецкий ЦСМ». — Но не уступить нишу трудно. Здесь срабатывают законы рынка.

— Мы нередко сталкиваемся с фактами, когда привозная продукция маскируется под местную, что тоже подтверждает ее качество, — говорит Валентина Анисимова, главный специалист-эксперт Территориального отдела Роспотребнадзора. — Просто запретить ее ввоз мы не можем. Наша деятельность жестко регламентирована законом о конкуренции.

Но, несмотря ни на что, держать марку — «Череповецкое качество», «Настоящий вологодский продукт» — нужно.

Татьяна Ковачева,
Газета "Речь", 10 ноября 2014 г.