Одни приходят заказ выполнить, другие «денег срубить на откатах»



Конкурс на освоение бюджетных средств выигрывают слабые и недееспособные.

Премьер-министр Владимир Путин на совещании в минувший вторник поднял очень важную проблему — о несовершенстве законодательства, связанного с проведением конкурсов и аукционов. Это самое несовершенство доводилось испытывать на себе и череповчанам. Вспомнить хотя бы прошлый год, когда город, неукоснительно следуя букве закона, провел конкурс на благоустройство и озеленение территории. Вот только подрядчик, видимо, оказался слабым и недееспособным, потому что цветники в нашем городе разбили только в середине июня. И город стоял серым и невзрачным — и это в разгар кризиса. Не лучше ситуация выглядела и в этом году, когда выигравшие тендер предприятия смогли приступить к ее нанесению только в конце июня. В Нижегородской области из-за конкурса недостроенными остались несколько социальных объектов. В Воронеже цену на школьное питание сбили наполовину, вот только потом пришлось добирать недостающие деньги из бюджета. Вот такие издержки конкурсного производства. И главный минус процедуры — то, что единственным критерием выбора победителя при проведении конкурсов и аукционов по-прежнему остается цена. Так нужны ли нам такие конкурсы? Свое мнение высказывают… 

Илья МИНИН, депутат городской Думы:

— Вспомним наши проблемы со строительством улицы Городецкой. На ее строительство были выделены миллионы рублей. Но насколько качественно построена магистраль? В конечном итоге издержки конкурсов скажутся на людях, которые получат некачественные услуги и товар. С последствиями несовершенства федерального закона № 94 мы сталкиваемся постоянно. Это и благоустройство улиц, и пресловутая разметка. Мне кажется, дело здесь в критериях. Доминирующим является цена. Получается, чем в большей степени участник конкурса сбросит цену, тем легче ему выиграть. Хорошо, если это добросовестный подрядчик, и он не станет искусственно занижать цену. А если цель другая? Да и потом — участники конкурса заведомо поставлены в условия, когда они должны соревноваться на понижение цены. Нас же как потребителей интересует совсем другое. К примеру, на бюджетные деньги благоустраивается детская игровая площадка. Если потребитель сильно сэкономил, то игровое оборудование на площадке не будет надлежащего качества, и мама с ребенком поостережется воспользоваться этим видом услуг. На мой взгляд, изменения в закон вносить нужно. И главный принцип, который необходимо выдержать, — это соотношение цены и качества. Действующая же нормативная база не позволяет ставить эффективный заслон на пути недобросовестным подрядчикам, которые подают заявки на участие в конкурсе.

Александр ХИЛОВ, директор ЧМП «Спецавтотранс»:

— Да вообще все эти торги и конкурсы надо отменять. То, что закон несовершенен — очевидно. Становится закономерностью для многих регионов России, и в том числе для Череповца, что к участию в конкурсе приходят случайные люди. Они играют на понижение цены, могут сбить стоимость тех строительно-монтажных работ в два раза, а потом отказываются от конкурса. Почему? Да потому, что изначально было видно, что у них нет ни средств, ни людей, ни техники для того, чтобы выполнить этот заказ. Со стороны же невооруженным глазом видно, что дешевые предложения этих случайных людей — заведомый брак, пустышка. Осваивать муниципальный заказ на таких условиях для любого здравомыслящего предпринимателя — значит сработать себе в минус. А они заявляются. Мне вообще непонятно, как эти конкурсы выигрываются. На мой взгляд, нужно либо категорически отказаться от этих конкурсов. К слову, на Западе давно от них отказались, либо придумывать какой-то эффективный механизм. А лучше всего не изобретать велосипед, а разместить муниципальный заказ у фирмы, которая давно себя зарекомендовала и которая не сбежит на следующий же день. С нее и за качество можно спросить, и за сроки выполнения. А горожане получат надлежащим образом построенную магистраль, закупленное оборудование, благоустроенный сквер и т.д. Нет, я понимаю городские власти: федеральный закон № 94 никто не отменял, и его будут выполнять. Только никто от этого не в выигрыше.

Елена МАСЛОВА, зам.генерального директора ЗАО «МТЦ Северо-Запад»:

— Некоторые заказчики нашли выход. К примеру, Министерство обороны укрупнило лоты на всей территории — от Мурманска до Хабаровска. Мелочь в такие тендеры уже не полезет. Ведь продукты питания закупаются не на 1,5 миллиона рублей, а на 150 миллионов. Проходимцы уже не придут с целью денег срубить на откатах. Я вообще придерживаюсь той точки зрения, что муниципальные или государственные заказы должны размещаться только у тех предприятий, которые себя зарекомендовали. А у нас вообще непонятно, что происходит. Первый участник выигрывает конкурс и исчезает — это как? Или из 14 участников, если и наберется, то два действительно пришли бороться за заказ, остальные будут вредничать: заплатите, иначе мы вам сорвем торги. Качество проведения аукционов, на мой взгляд, также оставляет желать лучшего. Не всегда полной предоставляется информация, в результате чего еще на первых этапах отсеивается очень много добросовестных участников. А вот что уже совсем ни в какие ворота не лезет, так это переход на электронные торги. Если я не ошибаюсь, был такой случай. Представьте себе ситуацию: сидит мальчик в Ижевске за компьютером, участвует в торгах на поставку яйца в Вологду, выигрывает конкурс. И что? Да он понятия не имеет, как ему ежедневно по 50 коробок с яйцами переправлять заказчику. Просто играется. Зато федеральный закон № 94 выполнен. Какими должны быть критерии с точки зрения здравого смысла? Я не знаю, наверное, нужно продумывать другой механизм. Хотя, почему бы нам не вернуться к практике, которая существовала до 2007 года. К участию в конкурсе допускался только тот подрядчик, который мог доказать, что у него есть производственная база, люди, техника, площади для того, чтобы этот самый заказ выполнить. Тогда ни одна «пустышка» к конкурсу бы близко не подошла. Мы раньше так и делали, справочно предоставляли информацию, что мы располагаем площадью на размещение 6000 тонн продукции в помещениях, оборудованных холодильниками, что у нас есть отдельные склады для хранения скоропорта, бакалеи, есть строительная бригада, соответствующие лицензии. Давно нужно было решать эту проблему и совсем необязательно ждать, когда на нее обратит внимание премьер Владимир Путин.

Татьяна Ковачева,
Газета "Речь", 2 августа 2010 г.