Как череповчанка вывела управляющую компанию на чистую воду



В Череповце есть женщина, которая выводит управляющие компании на чистую воду. Причем без скандалов и судебных разбирательств — только грамотностью и упорством. Управляющая компания «Комфорт» уже вернула дому, в котором живет наша героиня, немалую сумму денег. В интервью газете «Речь» Екатерина Толоконцева раскрывает типичные ситуации и дает советы, как жильцам добиться справедливости и уважения коммунальщиков.

Испугалась цифр в квитанции

Когда Екатерину Васильевну, всю жизнь отработавшую на стройке, сократили в кризисном 2009-м, она не думала, что ее новым делом станет помощь людям, не нашедшим понимания у своих управляющих компаний.

— Я заглянула в свои счета за квартиру и ужаснулась! Откуда такие цифры? Летом за квартиру в 62 квадратных метра выходило 2500 рублей! Времени свободного у меня стало много — села считать, — рассказывает наша героиня о том, как все начиналось.

Считать она закончила только через два месяца. И на столе у нее образовалась пачка бумаг, согласно которым управляющая компания обманула жильцов ее дома на 85 тыс. руб. по отоплению, «дорисовала» более 300 кубов воды и более 9 тыс. киловатт «общего света».

— Я пришла с этими расчетами в управляющую компанию и сказала: «Проверяйте! Если где-то ошиблась — докажите. Если я права — пересчитывайте».

Коммунальщикам осталось только согласиться с предъявленными им расчетами. Деньги, которых недосчиталась Екатерина Васильевна, дому вернули.

Постепенно домохозяйка Екатерина Толоконцева, изучившая всю правовую базу по ЖКХ, стала гораздо компетентнее сотрудников ЖЭУ и приобрела немалое уважение у управляющей компании. С ней считаются, ее обо всем предупреждают, просят помочь. И сама она довольна сотрудничеством с управляющей компанией.

— Техник звонит: «Я очень занята. Покажите, пожалуйста, трактористу, где нужно снег во дворе убрать» — я помогаю. В конце каждого месяца мы сверяем с бухгалтером ЖЭУ показания приборов учета, — рассказывает Екатерина Васильевна.

Все вопросы она решает через центральный офис управляющей компании — путем письменных запросов, на приемы ходит исключительно к директорам и их заместителям. Ее принимают, потому что знают: разбирается, если что не так — поймет и обратится куда следует. А в ЖЭКи советует ходить только по мелким вопросам: там знают меньше, а неразберихи и эмоций больше; и в итоге все равно отправляют в центральный офис.

Вот уже два с половиной года Екатерина Васильевна вместо предлагаемой ей низкооплачиваемой работы занимается безвозмездной помощью жильцам своего дома и другим череповчанам, которые про нее услышали и к ней обратились.

Восстановление справедливости

Екатерине Васильевне благодаря вниманию к цифрам не раз удалось вывести управляющую компанию на чистую воду. Например, поразил ее в декабре тот факт, что в квартирах было очень жарко и показания общедомового теплосчетчика в 1,5 раза превышали ноябрьские.

— Я попросила сантехников снизить температуру. А они мне отвечают: нам от начальства была команда поставить температуру теплового узла на максимум. Я говорю: если через два часа не отрегулируете тепло — я буду обращаться во все возможные инстанции! Через два часа звонят: «У вас батареи похолоднее стали? Мы все отрегулировали».

Исходя из своего опыта (учитывая и работу в жилищно-строительной сфере) Екатерина Васильевна уверяет, что управляющие компании делают все возможное, чтобы как можно больше денег выручить в свою пользу.

— Например, теплоэнергия. В конце месяца ресурсоснабжающая организация выставляет управляющей компании счет на 200 ГКал, а управляющая компания предъявляет жильцам в квитанциях до 240 ГКал. Вот поэтому и надо самим проверять показания общедомовых приборов учета и запрашивать их в ресурсоснабжающих организациях, — говорит наша героиня.

По ее словам, сметы на текущие ремонты составляются, как правило, по максимальным расценкам. Так что надо эти сметы запрашивать и отдавать на экспертизу сметчикам, работающим в строительной сфере.

Самая труднорешаемая проблема — тариф на содержание и ремонт жилья. Почему мы платим каждый месяц по 500 — 1000 рублей на эти нужды, а нам говорят, что на счете дома денег на текущий ремонт нет, хотя никаких ремонтов не проводилось?

— Из этой статьи управляющие компании часто берут деньги на погашение задолженности собственников. Например, в нашем доме тариф на содержание и ремонт — 10 рублей 94 копейки. Так из них на текущие ремонты идет только 2 рубля 9 копеек! Все остальное — на содержание. И в остальных управляющих компаниях ситуация такая же. А содержание дома из чего складывается? С нашего дома ежемесячно собирается 9200 рублей на дворника. А зарплата у него 2 — 2,5 тысячи рублей; естественно, за такую зарплату двор почти не убирается. Руководство управляющей компании уходит от прямых ответов на вопрос «Почему так?», — делает неутешительные выводы Екатерина Васильевна.

Тем не менее ей уже многого удалось добиться от управляющей компании. К счет-квитанциям претензий нет: во-первых, в них стали максимально подробно указывать все данные, нужные для проверки расчетов. Во-вторых, Екатерина Васильевна перепроверяет их каждый раз по формуле из 307 постановления — все сходится. Совсем недавно удалось добиться от управляющей компании возврата двухгодового долга по арендной плате за мастерскую, находящуюся в подвале дома, в размере 660 тыс. руб.

Ведет она не только свой дом (скоро у нее появятся помощники — инициативная группа), но и еще девять многоэтажек. Советует, с чего начать, делится опытом, помогает с расчетами. Денег за это не берет. Подарков тоже. Не раз ей предлагали открыть свою контору, управляющие компании звали к себе на работу. Но в УК идти не хочется...

— А контору создавать? Так это ж за все нужно брать деньги. А люди по таким вопросам не один день ходят. Я что, пенсионеров обирать буду? Нет, я так не могу.

Справка.

Советы жильцам

Все жильцы хотят от управляющей компании одного: знать, на что тратятся их деньги, и не платить лишнего за коммунальные ресурсы и услуги по содержанию и ремонту дома. Наша героиня рассказывает на своем опыте, как это можно сделать.

1. Прежде чем идти в УК за информацией, необходимо ознакомиться с законодательством в сфере ЖКХ, особенно подробно изучить Жилищный кодекс и постановления №№ 307, 371 и др.

2. Приходить в управляющую компанию с положительным настроем, не ругаться, не спешить критиковать, а заявить о своем намерении продуктивно сотрудничать.

3. Запросить в УК отчет об управлении домом за год (можно сразу за три последних года), договор управления с приложениями, показания общедомовых приборов учета, план двора с инженерными сетями (зная площадь двора, вы понимаете, сколько вы должны платить дворнику и какая часть двора и какие инженерные сети относятся к вашему дому). К отчетам управляющей компании запросить акты обследования дома, сметы работ по текущим и капитальным ремонтам.

4. Запросы обязательно направлять в центральный офис УК, в письменном виде и в двух экземплярах. Второй экземпляр надо заверить у секретаря и оставить себе — для доказательства, что вы обращались в УК.

5. Запросить во всех ресурсоснабжающих организациях («Электросеть», «Теплоэнергия», «Водоканал») информацию о показаниях общедомовых приборов учета.

6. Запросить в УК информацию о нежилых помещениях (магазинах, мастерских): их площадь, подключены ли к общедомовым приборам учета.

7. На основании собранной информации проверить правильность расчетов управляющей компании по оплате жилищно-коммунальных услуг. Все свои расчеты представить подробно и в письменном виде управляющей компании.

Юлия Бочкарева,
Газета "Речь", 15 сентября 2011 г.