Ценовая акселерация



Поставщики продуктов несколько раз с начала зимы подняли отпускные цены.

Конец декабря ознаменовался повышенной покупательской активностью: резкий скачок доллара обусловил рост продаж по всем категориям товаров. Люди торопились потратить свои сбережения: кто-то на автомобиль, а кто-то хотя бы на годовой семейный запас гречки, сахара и растительного масла. Потом был период затишья: ценовая рецессия в каникулы заставила людей несколько успокоиться. Ан зря — с начала нового трудового года у «заболевших» цен случилось новое обострение и, как говорят специалисты, далеко не последнее.

О продуктах

Как показывает ежедневный мониторинг, проводимый в Череповце по ценам на некоторые виды самых популярных продуктов, серьезного скачка цен за новогодние каникулы не произошло: большинство продуктов подорожали на 1 — 3 %, а некоторые виды, как, например, рыбные консервы и колбасы, даже подешевели в тех же пропорциях. Существенно подорожали лишь овощи и фрукты, что отчасти можно объяснить сезонным изменением стоимости: на 25 % — виноград, на 32 % — капуста, на 40 % — свежие огурцы. Если же говорить в целом об изменениях, которые произошли с ценами с момента ввода санкций, то цифры не выглядят такими уж безобидными: более чем в 2 раза подорожала гречка, на 40 % — яйца, на треть — макароны и картофель, на четверть стоимости — подсолнечное мало, сахарный песок, кефир, сыры. Цены на свежие овощи вообще побили все рекорды: с августа стоимость сладкого перца выросла в 2,5 раза, помидоров — в 4, огурцов — в 4,5. И вероятнее всего, это не предел, а существенное подорожание коснется вскоре всех видов продуктов.

— 30 и 31 декабря мы получили очередную пачку писем с уведомлениями от поставщиков о грядущем подорожании, — рассказывает начальник торгового отдела одной из продовольственных компаний Череповца Андрей Кудряшов. — Нас поставили в известность, что цены будут повышаться 12 и 19 — 20 января. По разным видам товаров на 20 — 30 %.

Первое из этих повышений уже оценили посетители розничных магазинов, второе отразится на ценниках со дня на день. Причем в отличие от гречки или яиц, которые нет-нет да и «радовали» нас необоснованным скачком стоимости на фоне ценовых констант других продуктов, сейчас дорожает и будет дорожать почти все.

— Смотрите, — поясняет Андрей Кудряшов, — если в начале прошлого года килограмм подсолнечных семечек, из которых производят растительное масло, стоил 7 рублей, то сегодня стоит уже 22 рубля. Примерно в тех же пропорциях должно подорожать и масло.

Растительное масло в декабре пережило 4 скачка стоимости, еще один был в январе, сегодня оптовики ждут — по какой цене придет очередная партия. Но ведь вслед за маслом неизбежно дорожают мука и макароны. Уведомление о подорожании последних с 1 февраля также получили череповецкие оптовики. За макаронами, как правило, дорожают крупы, а значит, и корма для скота, далее — мясо и консервы.

Пока же остановился рост стоимости главных показателей кризиса — соли и гречки. Наладилась ситуация и с поставщиками, которые в декабре придерживали товар до очередного подорожания. Сегодня этого не происходит — отдают в розницу что есть в наличии. Правда, местные оптовики стали осторожнее: не отпускают без оплаты крупные партии товаров мелким фирмам, ведь велика вероятность, что те вскоре станут нерентабельными. Как магазины бытовой техники, которые после суматошного декабря испытывают серьезный дефицит спроса.

Общепит

Рост цен на продукты не мог не сказаться на работе кафе и ресторанов.

— Мы находимся на острие, — говорит владелец сети предприятий общепита Олег Баринский. — Магазины могут перестать возить те или иные виды продуктов, которые не пользуются спросом, мы же не можем постоянно перепечатывать меню, цены менять. Блюда у нас не подорожали, мы не можем позволить себе такой роскоши, так как потеряем гостей.

Со слов Олега Викторовича, если раньше его предприятия работали с десятью постоянными поставщиками, то сегодня приходится закупать продукты, что называется, «с колес»: ищут что-то подешевле, дегустируют и сразу закупают.

В других кафе и ресторанах также пересматривают принципы работы. Каждый ищет свой способ выживания в сложившейся ситуации: кто-то делает меньше вес блюд на выходе, кто-то меняет ингредиенты на более дешевые. Но недостатка клиентов предприятия общепита пока не испытывают.

— Средний чек стал меньше, — говорит Олег Баринский, — люди стали выбирать более дешевые блюда. Что же касается количества гостей, то в эти новогодние каникулы их было даже больше, чем в этот же период прошлого года. Многие не уехали из города и отдыхали у нас. Понятно, что срез потребления будет меняться, но если мы будем его угадывать, то посещаемость не должна кардинально снизиться.

О лекарствах

Кризис докатился и до аптек, в которых еще в декабре было затишье.

— Препараты дорожают очень сильно, некоторых вообще нет, — рассказывает провизор одной из череповецких аптек Галина, — никаких официальных объяснений нам не дают.

Со слов аптекарей, подорожания коснулись почти всех групп препаратов в разных пропорциях: в зависимости от того, где они производятся, за какую валюту покупаются оптовиками. Исчезновение отдельных наименований связано с тем, что новые оптовые цены не укладываются даже в розничные, установленные государством на отдельные виды лекарств. Поставщики ждут пересмотра списка установленных цен. Работать себе в убыток они не будут, в отличие от тех же аптек, которым необходимо сбыть препараты до истечения срока годности.

— Последний месяц работаем в убыток,— говорит Галина. — Покупатели по-разному реагируют на повышение цен. Кто-то просит более дешевую замену, кто-то вздыхает, но берет проверенные средства.

Услуги

Представители сферы услуг пока сопротивляются кризису, заморозив цены. Так, мы позвонили в несколько парикмахерских, и везде нам сообщили, что стрижки, прически и маникюр делают по ценам прошлого года.

— Хозяин, конечно, говорил, что нужно повышать арендную плату, но тарифы мы пока не пересматриваем, — рассказала нам сотрудница одной из парикмахерских Ольга. — Люди и так сейчас пользуются нашими услугами менее охотно, а с повышением цен мы можем вообще потерять существенную долю клиентов.

Не подняли пока цены и стоматологи: из опрошенных нами специалистов пяти клиник никто не сказал, что были какие-то разговоры о повышении тарифов. Возможно, они вскоре и начнутся на фоне подорожания лекарственных препаратов.

А вот кто уже начал поднимать цены, так это таксисты. В некоторых таксомоторных предприятиях тарифы выросли на 10 рублей, правда, представители других перевозчиков убеждают, что речи о повышении стоимости проезда в их такси пока не идет.

Наталья Демченко,
Газета "Голос Череповца", 22 января 2015 г.