Реформа МВД. А где она?



О перспективах реформы МВД мы побеседовали с известным политиком и предпринимателем, депутатом Законодательного собрания Михаилом Суровым.

Основная причина, по которой властный российский тандем объявил реформу МВД – это низкая управляемость ведомством. Тем более не решить эту проблему реформой по Нургалиеву. Те предложения, которые он озвучил в своем недавнем (29 апреля) заявлении и которые лягут на стол президенту, по сути, реформой и не являются. Так, «косметический ремонт» здания МВД. Сокращение на 20% личного состава ведомства не даст того синергетического эффекта в сочетании с квалификационными комиссиями, которого добивается президент. Скорее всего, в конце «реформы» Нургалиеву придется истребовать дополнительные средства на ее проведение. Эти средства едва ли будут предоставлены в ближайшее время, потому что министр финансов Кудрин сказал, что денег в казне на реформу нет. Вполне возможно, что Рашид Нургалиев, пользуясь данным обстоятельством, попытается свести на нет любые реформы ведомства.

О перспективах реформы МВД мы побеседовали с известным политиком и предпринимателем, депутатом Законодательного собрания Михаилом Суровым.

- Михаил Васильевич, как Вы относитесь реформе МВД России?

- Чуть больше двух месяцев исполнилось с того момента как Президент объявил о «начале реформы» МВД. В тот же день со своих должностей были сняты 18 крупных милицейских чиновников федерального масштаба. Даже я, человек большого сомнения, и тот поверил в серьёзность намерений Дмитрия Медведева очистить милицейские ряды от скверны. До тех, правда, пор.., пока не прочитал досье «с позором уволенных». И вот что оказалось.

Это оказалось плановым увольнением по сокращению предельных возрастов. Только коллективное и весьма громогласное. И в тему!

- Нет, но на самом деле интересно, что же Вы увидели в том злополучном досье?

- А вот то и увидел, что снятому, например, генерал-полковнику Овчинникову – в апреле исполнился 61 год, генералам Еделеву и Шлемину – по 60. «Ушли» по выслуге генералы Балбашов, Сковордин, Белдозеров, Мартынов, Алешин, Лесняк, Осяк, Гречман, Климов, Кулаков, Фетисов, Ходжейса, Черкашин. Лихая комбинация произошла и с начальником УВД по Новгородской области полковником Анвером Рахматулиным. Предельный возраст для полковников 50 лет, а Рахматулину на момент объявления грозного Указа был уже 51.

- Но Вы ведь не будете отрицать, что идет сокращение чиновников - сотрудников МВД на 20%, разве это не показатель?

- Давайте не будем спешить с выводами. Факты - упрямая вещь, а фактические цифры – упрямее и противнее вдвойне. Например, Указом от 18.02.10г. «О некоторых мерах по реформированию МВД РФ» предусмотрено сокращение штатной численности работников центрального аппарата МВД с 19970 до 9264 единиц. Здорово, да?! Похлопаем вместе? Ан нет… В 1991 году центральный аппарат МВД РСФСР насчитывал 1500 человек. Когда рухнул СССР, в аппарате МВД России служили уже 3400, а в январе 1997 года – 3766 сотрудников.

После проведения административной реформы 2004 года данные о численности главных правоохранителей страны наглухо исчезли из открытого доступа. А теперь выясняется, что этот наицентральнейший и наиважнейший аппарат МВД надо урезать до 9264 единиц аж с 19970. Вот и получается: и не сокращение вовсе происходит (если взять за основу лимит 2004 г.), а раздувание в три раза.

- Михаил Васильевич, как Вы тогда прокомментируете громадную цифру сокращения в 200.000 штатных милиционеров – ведь это и есть те самые 20%, если брать в целом по стране?

- Вопрос должен стоять по-другому: как и кого будут сокращать? Из имеющихся у меня данных, на Вологодчине урезают тех, кто на «земле». В целом по области заявленная и принятая к исполнению цифра не превышает пока 13,5%. Почему не 20%? Да потому, что набор новых милиционеров практически более не ведется. Увольняют по возрасту, по выслуге, по болезни, по ранению, за мелкие нарушения, в том числе и тех, кто по каким-то причинам были неугодны начальству. Удобный способ рассчитаться со строптивыми предоставила эта реформа… Жалуются опера, проводники служебных собак. Пишут заявления на моё имя участковые, водители, сотрудники ППС. Их стремительно сокращают. Но, в то же время, ничего не слышно про мощные увольнения в аппаратах РОВД, в бухгалтерии и отделах кадров УВД по Вологодской области. Геннадий Гудков, депутат Госдумы, считает, что в результате этой реформы «…плохие милиционеры выдавят из МВД хороших, как, к сожалению, часто и происходит».

- Ссылка на мнение профессионала Геннадия Гудкова, конечно же, уместна. Но сами-то Вы сталкивались с проблемами реформы МВД, что называется «нос к носу»?

- Однажды вечером меня остановили сразу две машины гаишников. Третья подъехала позже. Меня, конечно, останавливали и ранее. Дело в том, что я не самый дисциплинированный водитель в регионе, но и на злостного нарушителя тоже не тяну. Имею к тому же плюс – распальцовкой не занимаюсь и никогда не машу красными депутатскими корочками… Так вот, я начал было вспоминать, сколько же я проехал красных светофоров и скольких прохожих сбил, как вдруг один из окруживших меня пятерых (!) работников ГИБДД произнёс: «Михаил Васильевич, помогите!».

Далее – привожу их страдания в кратком изложении. Гаишники жаловались, что, несмотря на заверения федеральных милицейских чинов в центральных СМИ, на территории Вологодской области до сих пор не отменена так называемая «палочная система». А это такая крепостная система подсчета нарушителей ПДД и оценка работы ГАИ, при которой КАЖДЫЙ инспектор ОБЯЗАН принести за дежурство 22, 24, а по некоторым позициям и 30 «палок», т.е. фиксированных протоколом нарушений. Если после смены ты принес 15 или 18 протоколов, то тогда, дружище, будь добр, перекури, и иди ищи-рисуй дальше, хоть до двух ночи… Я принял данное заявление к производству и на основании прав по должности уже отреагировал.

- Разумеется, Вы написали генералу Горчакову, и теперь порядок будет наведен? Как быстро по-вашему это произойдёт?

- Не шутите так. Конечно, я не писал генералу Горчакову. Это бесполезная затея. Я написал туда, куда считаю нужным, должным, и откуда ожидаю наиболее эффективного результата. Наши отношения с начальником УВД складываются, в основном, через обыски и возбуждение уголовных дел накануне выборов. Павел Александрович – мастер политического ссыска, преследований и унижений, вычурных схем и обвинительных статей. Испытано на собственной шкуре множество раз и задокументировано многократно. Правда, потом, после моей очередной победы на выборах, все эти ментовские обвинения куда-то исчезают… Я вставляю выбитые двери, лечу и успокаиваю родных, выбрасываю сломанные мебель, оргтехнику, предметы быта и … работаю дальше. Кстати, сразу хочу отметить одну несправедливость. Генерал Горчаков – яркий фигурант в деле, которое рассматривается сейчас в Страсбурге по моей жалобе. Это касается тех бесчисленных и позорных обысков, захватов и выемок, которые с его ведома учинялись в отношение меня перед последними выборами в ЗCO. Только фабула в судебном заседании звучит так: - СУРОВ ПРОТИВ РОССИИ. Это нечестно, так как против любимой Родины я ничего не имею. Должно звучать по-другому: - СУРОВ ПРОТИВ ГОРЧАКОВА.

- Как, Вы думаете, отреагирует генерал Горчаков на этот Ваш пассаж? 

- Думаю, что пара обысков мне обеспечены, появится какая-нибудь «разоблачительная» статья, в пятый уже раз снимут депутатскую неприкосновенность, чего-нибудь возбудят. А вот если этого не произойдет, тогда можно начать серьёзный разговор о милицейских реформах и на Вологодчине.

- И с кем надо начинать серьёзно разговаривать?

- Разумеется, с гражданским обществом. Деятельность Общественной палаты в данном случае считаю контрпродуктивной. Орган контроля над милицейской реформой должен быть кардинально другим. Менять МВД должна команда извне, ибо реформировать самого себя ещё не удалось нигде и никому. Контроль обязан быть в первую очередь парламентским. Причем, не в пропорциональном исчислении, а в равном – по 3-5 депутатов от каждой фракции. Плюс такая же группа от Совета Федерации и от Правительства России. Общественные и правозащитные организации также должны активно включиться в этот процесс. В каждом регионе – та же контрольная комиссия на местном уровне и в местном правоисчислении. 

Желание бесконтрольно править и бесконтрольно принимать решения Министерством внутренних дел и его ведомствами надо пресекать сообща. Одновременно широко информировать о каждом своём шаге общественность. А ещё надо поставить во главе российского МВД гражданского человека, лучше – женщину. И тогда не будет казусов. Каких? Например – недавно принятый шумный Административный регламент МВД (а по сути, обычная должностная инструкция), который тем не менее начал лихо «править» Федеральные законодательство, и который Конституционный Суд вынужден был оперативно и значительно изменить. 

- Лихо это Вы про женщину – милицейского главу. Хотя именно женщины во многих европейских странах занимают подобные посты. Но свято место пусто не бывает. На смену старшему и уволенному поколению пришли другие, молодые милиционеры. Вы знаете, кто они?

- Конечно. Но знания эти меня не радуют. Из 20 назначенных генералов профессионалами можно считать лишь четырёх. Остальные 16 выглядят пришельцами из «другой», из «верхней» милиции. Новые руководители ключевых подразделений МВД не имеют опыта оперативной работы, зато потрудились в бизнесе, на политработе, в Министерстве торговли, в администрации Президента. Многие имеют дипломы энергетиков, агрономов, транспортников и даже приснопамятной Международной Академии информатизации, как, например, генерал-лейтенант Евгений Мартынов, назначенный начальником Главного информационно-аналитического центра МВД. Почти каждый из них уже засветился в каком-нибудь скандале или скандальчике. Не могу сказать, что поменялось «шило на мыло», но пропасть между начальниками МВД и рядовыми милиционерами в нашей стране меньше не стала. Наоборот. Слишком различны теперь их и социальные корни и стартовые позиции. А значит – конфликты интересов и жизненное продолжение нашумевшего телесериала «Ментовские войны» ещё впереди. А значит – нам легче жить не станет.

Беседовал Глеб Борисов,
Газета "Череповецкая истина", № 16.