Руководитель авиамодельного клуба Виктор Кузнецов: «В моем поколении, наверное, каждый третий занимался авиамоделизмом»



Для офицера запаса Виктора Кузнецова самолеты — это мечта, отдушина, а теперь и основное занятие. Чтобы возродить популярность авиамодельного спорта и передать свой опыт подросткам, Кузнецов организовал в Череповце клуб «Витязь». О том, из чего делают модели самолетов, какие умения у детей развивает авиамоделирование и почему раньше им увлекались все, а теперь единицы, Виктор Кузнецов рассказал cherinfo.ru.

— С чего началось ваше увлечение авиамоделированием?

— В детстве я шел по улице и увидел, как дети несут самолеты. Развернулся и пошел следом, так нашел место, где они тренировались. С седьмого класса постоянно этим занимался. Сам я офицер запаса, окончил наше военное училище. И где бы ни служил — на Кольском полуострове, в Таджикистане, Германии, на Украине — не бросал своего увлечения. Был членом сборной Таджикистана по воздушному бою. В моем поколении, наверное, каждый третий занимался авиамоделизмом. Были спортивно-технические центры, кордодромы. Все было сделано для детей. Если это все поднимать, то нужно в каждой школе открывать технический кружок. Учитель труда мог бы его вести.

— Расскажите о череповецком авиамодельном клубе.

— Организовались мы десять лет назад. Вначале располагались на Парковой при школе ДОСААФ. Своими силами все там сделали: оборудовали лабораторию, канцелярию. Условия были отличные. В клубе занималось до 40 человек, было два преподавателя. В 2011 году мы стали вторыми на чемпионате России, у нас был чемпион России до 14 лет. Потом оказалось, что здание на Парковой находится в федеральной собственности. Нас попросили покинуть помещение. ДОСААФ, структурным подразделением которого мы являемся, предложило помещение, но мы должны были платить за коммунальные услуги, ремонт здания и делать отчисление ДОСААФу. Мы вынуждены были отказаться, потому что столько на детях не заработать. Сейчас мы арендуем помещение, значительно меньшее по размерам, но зато цена фиксированная. Недавно я вышел на руководство череповецкого аэропорта, старался доказать им, что мы имеем отношение к авиации и готовы что-то рекламировать, делать показательные выступления. Предложение наше приняли, обещали рассмотреть. Сейчас в клубе занимаются пять человек, но надеюсь, что к осени наберем ребят.

Руководитель авиамодельного клуба Виктор Кузнецов: «В моем поколении, наверное, каждый третий занимался авиамоделизмом»

— Другие авиамодельные клубы в Череповце есть?

— Нет, взрослые занимаются отдельно. Есть два человека, которые этим болеют, ездят на соревнования. Но не побоюсь сказать, что мы являемся одним из лучших клубов в России, заняли второе место в чемпионате России, активно ездим на другие соревнования. У нас есть чемпионы и призеры. Конечно, хотелось бы развиваться, покупать новые самолеты. Например, есть класс управляемых самолетов. Можно, конечно, купить китайский пенопластовый самолет, но я считаю, что это игрушка. Хотя и по этому классу проводят соревнования. В городе есть человек 10—15 взрослых, кто этим балуется. Те, кто делает самолеты сам, — это редкость.

— Дети интересуются моделированием?

— Многие даже не догадываются, что в городе есть такой клуб. Обычно к нам детей приводят родители, которые сами занимались моделированием. Они знают, что это полезно. Занимаются в основном с десяти лет. Но жестких критериев нет, можно и раньше. Но чтобы сделать даже самый простой летательный аппарат — «Муху», необходимы определенные навыки. У младших школьников их просто нет. Многих родителей останавливают деньги. Если ничего не покупать, результата не будет, ребенок может потерять интерес.

— Сколько стоит один самолет?

— Самолет, который выступает на больших соревнованиях, стоит от 20 до 150 тысяч рублей. Но предела нет. В основном дети сами делают самолеты. Но это простые модели. Обязательно нужно сделать хотя бы три самолета самому. Потом, если есть возможность у родителей, можно купить хороший самолет. Сейчас выбор очень большой, в Интернете можно найти практически все. Например, мы закупаем для самолетов специальное дерево — бальсу. Оно весит, как пенопласт, и чуть крепче его. Доставляют его из Южной Америки, поэтому оно стоит дорого. Чтобы самолет был легким, мы используем современные материалы: карбон, стеклоткань, углеткань. Такие детали крепче железа, но весят всего несколько граммов. Приходится и двигатели покупать, и часовые механизмы, маячки, рации. Вообще самолеты падают, бьются и даже улетают. В прошлом году мы с ребятами потеряли самолетов на 64 тысячи рублей. Чтобы этого не происходило, нужно на них ставить маячки. На самолете пишем адреса и телефоны, по которым нам его могут вернуть, но на практике такое случается крайне редко. Ведь если самолет улетел и упал в лесу, то его годами может никто и не заметить.

— Многие ваши воспитанники связывают жизнь с авиацией?

— С авиацией пока связал жизнь только мой сын. Он военный летчик. Один из моих воспитанников поступал в военную академию в Санкт-Петербурге. Но ведь главное, что человек чем-то занят, не думает о компьютере, который затягивает хуже алкоголя. Здесь ребята занимаются, изучают физику, законы, имеют представление о подъемной силе. Учатся что-то делать руками — пилить, точить, сверлить. Это в жизни пригодится.

— Авиамоделирование — это хобби или спорт?

— Конечно, спорт. Одно дело собрать самолет, другое — научиться им пользоваться, пробегать десятки километров по пересеченной местности, чтобы его найти. Нужно быть тренированным. На соревнованиях самолет должен продержаться в воздухе определенное время. Иногда это три минуты, семь и даже девять. Представьте, как далеко может улететь самолет за девять минут. У ребят нет такой техники, как у мастеров спорта, которая показывает, где упал самолет. Поэтому они бегут практически наугад, пока его видят, а потом его нужно еще найти. За семь туров одного дня соревнований ребята пробегают до 20 километров. Кордовые самолеты летают со скоростью 180 километров в час. На этой скорости нужно не только управлять им, но и вести бой, который длится четыре минуты. Для этого нужна хорошая реакция, многочасовые тренировки.

— На местном уровне проводите соревнования?

— Вот уже два года область не проводит соревнований, и мы решили взять все в свои руки и проводить состязания в Череповце. К нам приезжают спортсмены из Санкт-Петербурга, Рыбинска, Вологды, Белозерска. И признают, что уровень подготовки наших соревнований выше, чем на чемпионате России. Мы каждому участнику стараемся сделать небольшой подарок — плоскогубцы, ножик, набор отверток. Победитель получил планшет. Организовываем все сами, ищем спонсоров.

— Что необходимо, чтобы клуб развивался?

— Содействие со стороны городских властей, оклады для преподавателей. Никто бесплатно работать не хочет, тем более с детьми. Мы ведь с ними ездим на чемпионаты России, на этапы Кубка мира. Хотелось бы помещение побольше. Все самолеты разобраны, не всегда есть возможность аккуратно хранить дорогостоящие материалы. По технике безопасности необходима вторая комната. У нас ведь станки, электрооборудование, нужно все держать под контролем. Требует и материальная поддержка, авиамоделирование — спорт дорогой.

Официальный сайт города Череповца