Основатель артели кулачного боя «Буза» Григорий Базлов: «Сейчас у мальчиков чрезмерно много женского воспитания»



Русские единоборства, кулачный бой "Буза" в ЧереповцеИсконно русские кулачные драки и боевой пляс стали непременным атрибутом массовых гуляний в Череповце, в том числе предстоящего Дня открытия города. Основатель артелей «Буза» Григорий Базлов дал череповецким бойцам мастер-класс, а в перерыве поговорил с журналистом cherinfo.ru. Главный «бузник» России рассказал, в чем сходство между русскими и африканскими боями, почему мальчишкам полезно побузить и как вписать старинные традиции в современную жизнь.

— Григорий, как вы пришли к этнической культуре?

— Даже не знаю, какой-то точки отсчета не было. Если бы я изучал индейцев, можно было бы сказать, что посмотрел фильм с Гойко Митичем и заболел. А я воспитывался в русской культуре, поэтому все было естественно. Опять же по специализации я этнолог, это такая вспомогательная историческая дисциплина. Любопытство началось с экспедиций. В юности занимался самбо. Потом заинтересовался традициями кулачных бойцов, поскольку их в то время было еще много. Все развивалось естественно. Специализация моя — военная антропология. Это изучение традиционных воинских объединений и воинских культур. Православие — это неотъемлемая часть русской культуры.

Основатель артели кулачного боя «Буза» Григорий Базлов

— Люди, которые приходят к вам, обязательно должны быть религиозными?

— Нет. Мы же не секта, чтобы кого-то заманивать и заставлять. Но многие, разобравшись, что такое православие, и крестятся, и воцерковляются. Я считаю, если человеку хорошо объяснено, то в православие невозможно не влюбиться. К тому же это не культура, это вера. Культура — это способ выживания народа в природной и этнической среде. То, что налаживает жизнь человеку в значительной степени в физическом плане. А религия — это все-таки духовная жизнь.

— Для вас русские традиции — это образ жизни. В повседневности вы также строго их придерживаетесь?

— Нет, мы не ходим в народных костюмах постоянно. Стараемся одеваться в них только на праздники, где это уместно. На соревнованиях одежда приближена к национальной. Можно и дома в ней походить, если удобно. На войне или в походе нужно надевать полевую форму, если идешь туда, где люди ходят в галстуках и костюмах, нужно одеваться соответствующе.

— Близкие разделяют ваши увлечения, тоже придерживаются русских традиций?

— Жена, конечно, разделяет. А дети выросли в этой культуре, для них так было всегда. Здесь нет никакого конфликта. Если бы я все время ходил на руках, то это, наверное, смущало бы. А так — все естественно. Традиция поста — тоже необременительна. Просто жена готовит еду чуть иначе.

— Как удается совмещать русские традиции и современную жизнь?

— Очень естественно. Например, японцы очень бережно обращаются со своей культурой. При этом у них информационно развитое общество, и никакого конфликта нету. У нас же иногда ложное представление: если традиционная культура, то нужно обязательно уехать в чащу, выкопать нору и ходить только в лаптях. Но это не так. Национальная одежда удобная и красивая. Песни сложные, красивые и умные. И сама культура очень глубокая. Когда человек с этим сталкивается, ему это нравится, то компьютер этому никак не мешает. Нужно принимать во внимание еще и современные деструктивные тенденции — обезличивание и стирание граней между полами. В этом случае традиционная культура выступает гарантом того, что у человека сохранятся психологическая независимость и устойчивость. Он идентифицирует себя с прошлым своего народа, с установками своего пола, с эстетикой культуры, не растворяется в безликом.

— Кто проявляет больший интерес — взрослые или дети? С кем вам интереснее работать?

— Русские традиции интересны в любом возрасте, каждый найдет что-то для себя. Например, самому старшему участнику наших поединков из Москвы скоро 70. Он уже не все делает, но все равно время от время тренируется. Дети большого внимания требуют. Сейчас есть заметная беда — безотцовщина. У мальчиков чрезмерно много женского воспитания. Много семей неполных, часто роль отца даже при его наличии не реализована. Поэтому какие-то естественные вещи мальчишки добирают уже в нашей среде. Изменения происходит на глазах. У нас есть клубы, которые работают с детдомами. Клуб в Ульяновске занимается детьми и подростками с ДЦП. И терапевтические результаты неожиданно высокие. У нас нет задачи лечить, но наши упражнения и игры имеют эффект спортивной медицины. Мы сами удивились.

— Сейчас в стране стараются возрождать национальную культуру. Популярность «Бузы» растет?

— Два года назад мы отметили 25-летие. Сейчас ощущается хороший подъем. У нас был долгий этап сбора, накопления материала и анализа, разработки методик. Сейчас артели и клубы есть более чем в 25 областных центрах в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на Нижней Волге. Хороший коллектив в Башкирии, в Тюмени татар очень много занимается.

— Вы много сил потратили на возрождение традиционного русского боя, составили несколько методических пособий. Тяжело далось?

— Думаю, некорректно говорить, что я возрождал. Я собирал. И не я один, а сотни людей. Мы собирали материал у носителей культуры. В Череповце, например, артель существует давно. Виктор Соловьёв — очень известный фольклорист, рукопашник, один из лучших гармонистов в России. Многие череповецкие «бузники» — его воспитанники. Все работало давно, а сейчас просто накопился потенциал, который выплескивается через край. А я скорее являюсь координатором большого процесса.

— Вы много ездите по миру, изучаете другие культуры. Что вам это дает?

— Есть такое направление — военная антропология, которая изучает воинские традиции и культуры разных народов. С 2000 года я участвую в проекте «Обратная сторона Земли», снимаю фильмы про исчезающие воинские объединения и культуры, чтобы зафиксировать их на видео. Это поездки по Африке, Азии, Южной Америке и Папуа… Безусловно, каждый раз провожу параллель с нашей воинской культурой. Например, палочные бои похожи. В ЮАР боевые палки похожи на наши обожженные тростки, даже узоры схожи. Там тоже есть племена, артели, свои вожди, устраиваются праздничные бои. Большое впечатление произвела на меня православная Эфиопия. Интересно, что люди чернокожие, но по характеру очень похожи на русских. Там тоже есть православные храмы, но несколько другие. Культура у них своя, но есть какие-то общие черты. На юге Эфиопии живет племя, которое нашли только 50 лет назад. У них очень интересные палочные бои. Такие поездки — это скорее научное исследование. Во всех воинских культурах есть что-то общее. Поэтому легче понимать друг друга, попадать в закрытые коллективы, куда посторонних не пускают. Например, в Бразилии многие капоэристы ведут полукриминальный образ жизни. К ним в фавелы (трущобы. — cherinfo), которые насчитывают до полумиллиона человек, даже полиция не ходит, не говоря об исследователях. А с нами они свободно общались.

— Какие ближайшие планы?

— Цель у нас одна и долгосрочная — возвращение нашему народу русских традиций. Это и возрождение воинской традиции, и мужской культуры. Думаю, в неотдаленном будущем наличие у народа этнической культуры будет такой же ценностью, как сейчас нефть. Мир идет к унификации, а людям хочется быть самобытными. В Европе с этим плохо. Там рано ушла аграрная культура и вместе с ней традиционная. А в некоторых странах третьего мира очень интересная традиционная культура, но прямо видно, как ее смывает унифицирующая культура. У нас сейчас все иначе, она начинает возвращаться. В последние 25 лет возникло некое русское самосознание, утраченное в советское время, в отличие от других народов СССР, которым удалось его сохранить. И я рад этому процессу.

череповецкие «бузники»

Официальный сайт города Череповца