В Череповце с большим концертом выступила «Машина времени»



Андрей Макаревич с коллегами о народной известности, «Повороте» и современной российской музыке.

Практически два часа Андрей Макаревич, Александр Кутиков, Валерий Ефремов и Андрей Державин держали в напряжении арену Ледового дворца. Многие песни в зале пели абсолютно все. Перед концертом на вопросы череповецких журналистов ответили самые известные в России «машинисты времени».

В Череповце с большим концертом выступила «Машина времени»

— Как часто вы путешествуете во времени?

Андрей Макаревич (А.М.): Мы путешествуем не во времени, но в пространстве, сегодня вот заехали к вам. А если серьезно, то просто стоит внимательно посмотреть на то, что происходит сегодня, и тогда станет понятно, что будет завтра.

— Очень много легендарных песен, любимых и даже народных. Есть ли песни, которые не хочется петь?

А.М.: Такие мы просто не поем. Всего у нас около 5—6 сотен песен, на концерте играем около 30-ти, можем менять, что-то добавить или наоборот исключить из программы, спеть что-то новое. При этом огромную массу старых песен мы не играем, поскольку не должна песня жить 40 лет – это неправильно. Каждая песня – это картина определенного отрезка времени, жизни, он прошел, и жизнь поменялась – песня перестает быть живой, прежде всего, для нас самих.

— Когда вы писали 20—30 лет назад, вы это делали для себя?

А.М.: Конечно. Так же как и сейчас.

— То есть вас не подогревало ощущение всенародной известности, цитирование ваших песен?

А.М.: Какая могла быть известность 30 лет назад? Это все появилось намного позже, и мы всегда относились к этому с юмором и сейчас стараемся относиться так же.

— В трех ваших последних альбомах по-разному обыгрывается название вашей группы – такие словесные эксперименты со словом «машина». Будете ли вы продолжать этот опыт каламбуров?

А.М.: Думаю, достаточно. Придумывать название для альбома – это самый противный и мучительный процесс. Я не знаю, как это делается, мы все очень долго его выбираем – даже не уверен, что все названия наших альбомов одинаково удачны. Содержание делать намного интереснее, а название всегда придумывается в последнюю минуту.

— Ведется ли работа над новым альбомом?

А.М.: Ведется в том смысле, что появляются новые песни. Не очень быстро, но они появляются.

— Бывали ли концерты «Машины Времени», когда вы не исполняли песню «Поворот». Она достаточно тяжелая в эмоциональном плане, со временем не становится ли тяжелее ее петь?

Александр Кутиков (А.К.): Было очень много концертов, когда песня «Поворот» не исполнялась, и зритель уходил оскорбленным. Причем достаточно долгое время, будучи уже профессиональным коллективом, мы не имели права исполнять ее на концертах. Поэтому мы придумывали всякие хитрости, делали попурри и вставляли туда кусочек песни «Поворот». Сам я ее очень люблю, она получилась, на наш взгляд, очень неплохой, и пою я ее с удовольствием. Физически мне это не тяжело, так что сложностей не возникает – будем продолжать в том же духе, пока весь зал поет ее вместе с нами.

— Вам самим больше нравится выступать с концертами в больших залах или в маленьких клубах?

А.М.: Это абсолютно разные вещи. Технически сложнее сделать так, чтобы в стадионном зале все звучало и выглядело так же хорошо, как это можно сделать в зале театральном, например. Впрочем, если техника позволяет это сделать, то еще большее удовольствие, поскольку энергии больше и к нам поступает и людям.

— Это разные по энергетике и состоянию концерты, — добавил Александр Кутиков, -в маленьком зале ты видишь практически каждого зрителя, их глаза, в большом ты только догадываешься о том, что они есть.

— Уже в начале своего творческого пути вы были одной из передовых групп. Кого из молодых исполнителей вы сейчас можете назвать перспективными?

А.М.: Я, если честно, не очень слежу за тем, что сейчас творится и происходит в музыке, поэтому на вопрос лучше ответит Александр Кутиков.

А.К.: Я не думаю, что мы были вот прямо настолько передовой группой. Просто пели песни, которые нам нравились, сначала они были иностранные, The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin – все, что было интересно. Параллельно при этом писали свои песни, при этом я не могу сказать, что мы были передовой группой, авангардной. Мне кажется, что чем меньше ты уделяешь времени тому, чем ты являешься и больше – тому, что делаешь – тем дольше твоя творческая жизнь. Не стоит ставить себя на какие-то места, жизнь сама расставит. На мой взгляд, в молодежной музыке сейчас существует общая растерянность, поскольку люди получили хорошие инструменты, оборудование (то, чего у нас не было), новые технологии звукозаписи – все есть, но почти нет самого главного – талантов, которые пишут хорошие оригинальные стихи, музыку. В то время, когда мы были совсем юными созданиями, что ни группа – свое собственное звучание, видение мира и выражение его через стихи и музыку. Это было чрезвычайно интересно. А сейчас это все настолько универсализировалось, что есть ощущение, что талантов настоящих не хватает, каждый может написать все, что угодно и назвать это искусством. Это не идет на пользу развитию настоящего творческого музыкального процесса.

— Очень хотелось бы знать какое ваше любимое блюдо?

А.М.: Вы знаете, у меня, к примеру, есть любимая кухня. Я очень люблю итальянскую во всем многообразии того, что в нее входит.

Официальный сайт города Череповца