Учителя — о детях, учебе и своей работе



Какие педагоги встречают сегодня наших детей в школах и творческих коллективах?

Указом президента преподаватель Дворца детского и юношеского творчества Ольга Мануйлова награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Это первая награда такого уровня среди педагогов дополнительного образования.

...О чем бы ни начался разговор с Ольгой Михайловной, он неизбежно свернет на ее работу: туристско-краеведческий клуб «Исток». Клубу уже 34 года, и за плечами его участников — походы и экспедиции по Вологодской области, большая исследовательская работа, создание музея, разработка экскурсий...

— Недавно я пришла к такой мысли, — делится Ольга Михайловна. — В дополнительном образовании любимое дело педагога и ребенка совпадают — и этим оно отличается от любых других видов образования. И педагоги здесь работают особенные. Потому что дети «голосуют ногами»: в школу они ходить обязаны, а в кружок придут, только если интересно, и роль личности здесь особенно велика. Бывает так, что меняется педагог в коллективе — и уходит часть детей. Это неизбежно.

Педколлектив клуба «Исток» постоянен уже много лет. И дети, как правило, приходят сюда надолго. Главное, что их привлекает, — особая атмосфера клуба: доброта, внимание к каждому и даже строгие правила. Их называют здесь законами и чтут свято. Каждому новичку, особенно перед походом, объясняют: здесь непреложно соблюдаются законы, и на первом месте — закон доброты. Именно доброты — действенной, не сюсюкающей — часто не хватает сегодняшним детям. Подросткам свойственно совершать ошибки, шалить и проверять взрослых «на прочность». В клубе никогда не скажут ребенку: «Ты плохой» — здесь принято вместе обсуждать ситуацию, и даже имени нарушителя, как правило, не называют: «Один человек сделал то-то и то-то (например, разговаривал после отбоя в палатке), — говорят в кругу ребята. — Последствия оказались такими-то (остальные не выспались). Нарушены такие-то законы (доброты, слова и дела, закон слова командира)». И растущий человек понимает: законы действительно надо соблюдать, они не просто так придуманы. А если кто-то не желает или не может справиться со своими прихотями, ему придется вернуться в город. «Ситуацию нужно доводить до конца, — объясняет Ольга Михайловна. — Иначе это будут пустые слова». Но до такого, как правило, не доходит.

Научные исследования, которые ведут «истоковцы», — дело непростое, требует усидчивости, большого труда, умения анализировать. У подростков, наверное, не всегда хватает терпения?

— Работа, как правило, интересна и мне, и ребенку, — говорит Ольга Михайловна, — и мы «подогреваем» друг друга.

Результат — множество дипломов и побед воспитанников на конференциях всех уровней — от городских до всероссийских. Знак эффективности труда педагога. Не все ребята становятся историками (среди бывших «истоковцев» много врачей, видимо, закон доброты срабатывает), но все приобретают полезные умения, опыт выступлений, отстаивания своей позиции.

"Учитель — это ученик, навсегда оставшийся в школе«

Анна Леоненко в 1998 го-ду окончила школу № 10. Работала здесь учителем, заместителем директора. На год уходила в школу № 17 и вот вернулась, пройдя конкурс на должность директора. Всего в этом учебном году три школы поменяют директоров.

Одно из условий конкурса — предложения по программе развития школы.

— Школу я знаю, поэтому писать было легко, — рассказывает Анна Олеговна. — Прежний директор, Ольга Васильевна Армеева, создала прекрасный задел для нового старта. Я в своей программе делаю упор на информатизацию школы: это и требование времени, да и сама я по специальности информатик.

В этом году в школе открыт «ФосАгро-класс». Предприятие помогло отремонтировать кабинеты, выделило средства на оборудование.

— Открытие такого специализированного класса, поддержка предприятием школы — большой плюс и в профориентационной работе, — полагает Анна Олеговна. — И надеюсь, тесная связь с предприятием будет способствовать тому, чтобы наши выпускники, став специалистами, возвращались в родной город.

Все больше школ начинают освоение электронного журнала. Анна Леоненко уверена: это не просто дань моде, это большая помощь как для детей и родителей, так и для учителей. И педагоги встретили сообщение о новшестве с интересом, сразу оценив возможности электронного журнала.

— Моя задача, — считает руководитель, — обеспечить каждого педагога автоматизированным рабочим местом, чтобы каждый имел возможность работать на компьютере с выходом в Интернет. Для этого сейчас идет массированное подключение школы к Интернету.

Еще одна важная зада-ча — сохранение лучших традиций школы, коллектива педагогов.

— Коллектив талантливый, много опытных учителей (наша школа — с углубленным преподаванием ряда предметов), но это не значит, что дорога молодым к нам закрыта. Мы ждем выпускников вузов, будем растить смену.

Один из глобальных проектов — дендрарий на территории школы. Это пока мечта, но, как надеется Анна Леоненко, вполне достижимая:

— Ученики смогут наблюдать за растениями, участвовать в научной деятельности, разрабатывать свои проекты.

Анна Олеговна рассчитывает и на помощь выпускников: многие из них работают биологами, в том числе и в заповедниках.

...Сейчас уже трудно сказать, мечтала или нет Анна Леоненко, будучи ученицей, стать директором. Она просто влюбилась в школу с того самого 1 сентября, когда впервые переступила ее порог. В первый класс она пришла в школу № 34, и первая учительница, Тамара Дмитриевна Смелова, сумела создать из малышей такой коллектив, в котором все годы было комфортно учиться.

"Никаких опасений перед первым уроком у меня не было«

В этом году Александра Голишникова окончила ЧГУ по специальности «отечественная филология» и пришла работать в 27-ю школу. Ее ученики — два пятых класса, 5 «В» и 5 «Г», у «вэшников» она классный руководитель. Много ли было волнений в День знаний?

— Никаких опасений у меня перед первым уроком не было, — говорит Александра Голишникова и поясняет: — У меня есть младший брат, он учится в 7-м классе, много двоюродных и троюродных младших братьев и сестер, поэтому опыт общения с детьми дошкольного и школьного возраста большой.

Александра Валерьевна, как ее теперь называют, считает себя человеком творческим («Я люблю вносить что-то свое, меня постоянно посещают идеи, мысли») и преподавать мечтает не по шаблону.

— Литература для меня — вид искусства, и детям я пытаюсь это объяснить. Пятиклассникам пока еще это трудно понять, но я попросила их не относиться к литературе как к точной науке, а чувствовать ее душой — и тогда книги дадут ответы на многие вопросы.

Воспитывать душу, нести добро — мечта многих учителей литературы и других предметов. Только вот как это сделать? Учебники по литературе написаны формально, с этим согласны многие преподаватели. Читать многие современные дети не любят. А уж чтобы думать над прочитанным...

Александра Голишникова говорит детям так:

— Вы будете взрослеть, влюбляться, преодолевать трудности, у вас будет множество вопросов — и ответы вы сможете найти в литературных произведениях. Это ваши помощники на жизненном пути. Ни один человек не застрахован от потерь, неприятностей — и все произведения построены на конфликтах человека с самим собой, с окружающей действительностью. Поэтому важно уметь размышлять над теми вопросами, которые ставит писатель.

Молодой учительнице показалось, что дети поняли ее. Возможно, сыграла роль всего одна фраза: «Литература постигает человека, а человек — это Вселенная». Приятно в свои 11 — 12 лет чувствовать себя Вселенной!

Как смотрит молодая учительница на новые федеральные образовательные стандарты, которые постепенно вводятся в школе? Предполагают они, по замыслу авторов, переход от наполнения головы ученика суммой знаний к передаче умения эти знания добывать. Мнение у Александры Валерьевны сложилось такое:

— Принципиально нового, похоже, ничего нет, только усложнен процесс и больше станет бумажной волокиты. Мне кажется, что классическим путем можно добиться большего.

Каков же этот классический путь?

— Читать и постигать прочитанное — и больше ничего не надо.

Этому и намерена учить Александра Голишникова своих учеников.

Ирина Ромина,
Газета "Речь", 9 сентября 2013 г.