Трасса до Вологды будет четырехполосной



Череповецкий предприниматель Артем Шумихин то, что придорожный сервис может оказаться делом перспективным, понял еще несколько лет назад. Именно он поставил первую торговую точку, торгующую продуктами питания, на отворотке на Кадуй. Сейчас на этом месте вырос целый торговый городок, где не протолкнуться от останавливающихся легковушек и фур.

Недавно там побывал губернатор Вячеслав Позгалев, в последнее время неоднократно критиковавший отсутствие придорожного сервиса на Вологодчине. Место ему понравилось. И вполне возможно, что именно здесь появится первая полноценная стоянка для водителей с мини-отелем. А вот на 19-м километре трассы Вологда — Медвежьегорск губернатор недавно метал громы и молнии. Вячеслав Позгалев обратил внимание на недостаточное количество мусорных контейнеров, необорудованные стоянки для большегрузных машин, отсутствие мест, где люди, проезжающие по дорогам области, могли бы остановиться, чтобы отдохнуть и перекусить. И поручил разработать типовой проект оборудования подобных территорий.

Думаем, с оценкой губернатора согласится большинство путешествующих по дорогам Вологодчины. Все это так: заправки редки, придорожных кафе мало, не говоря уже о местах для ночлега. И так — на сотни километров.

Дорожники тоже согласны, что придорожный сервис развит очень слабо. Почему же?

Юрий Мельхер, заместитель начальника федерального государственного учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва — Архангельск Федерального дорожного агентства», которое отвечает за обслуживание федеральных дорог в нашей области, дает следующий ответ:

— Количество и местонахождение объектов дорожного сервиса напрямую зависит от интенсивности транспортных потоков. Согласитесь, нет смысла строить что-либо там, где в день проезжает не более ста автомобилей. Ведь чем больше машин на дороге, тем больше потенциальных потребителей услуг, что выгодно владельцу объекта сервиса. К примеру, в южном направлении Вологодской области их более чем достаточно, а вот в северном — оставляет желать лучшего. И вторая причина, по которой инвесторы действуют избирательно, — большой перегон между населенными пунктами, на протяжении которого отсутствует газо- и электроснабжение.

Согласен с проблемами коммуникации и Артем Шумихин:

— Честно говоря, куча проблем пока не решена. Первая — это, конечно, коммуникации. Расстояния между населенными пунктами большие, ничего не подвести нормально. Дороговизна земли тоже немаловажна. Трасса федеральная — куча бумажек нужна, чтобы разрешили строительство.

Почему вопрос о развитии придорожного сервиса так часто звучит в последнее время? Дело в том, что у областных властей есть планы привлечь федеральные деньги для реконструкции и капитального ремонта трассы Вологда — Новая Ладога, которая может соединить запад России с уральским регионом. Ремонт позволит увеличить интенсивность транспортных потоков, пропускную способность основной автомагистрали Вологодчины. О такой возможности шла речь на встрече Вячеслава Позгалева и президента страны Дмитрия Медведева, проходившей в июле.

Реконструкция всей трассы до границы с Ленинградской областью — это дело не очень близкого будущего. Более реальная перспектива — расширение перегруженного транспортом и очень аварийного участка федеральной дороги от Череповца до Вологды до четырех полос.

На прошедшей недавно в Вологде пресс-конференции начальник дорожного управления «Холмогоры» Константин Чупров рассказал, что проектные работы по реконструкции участка трассы от развязки близ Череповца до отворотки на Белозерск уже начались. Сейчас, по словам Константина Чупрова, интенсивность движения на участке Вологда — Череповец превышает показатель пропускной способности в несколько раз, что является еще одним фактором необходимости реконструкции.

Безопасность на дороге

Одной из основных проблем перегруженной трассы является высокая аварийность, связанная чаще всего с превышением скоростного режима. К сожалению, ограничить скорость лихачей путем установки автоматических систем фиксации правонарушений не получается.

«Затраты на прокладку волоконно-оптических линий для установки камер видеонаблюдения оказались очень большими», — объясняет Константин Чупров. Зато, как рассказал начальник управления, сейчас на самых проблемных местах трассы — крутых поворотах, низинах или возвышениях — устанавливаются метеостанции. Они имеют постоянное или автономное питание (от солнечных батарей), снабжены блоком видеонаблюдения за состоянием дороги, датчиками температуры и влажности воздуха, состояния дорожного покрытия, датчиками направления и скорости ветра. Сеть метеостанций призвана отслеживать состояние дороги и метеоусловия. На пульт дежурного поступает вся необходимая информация о состоянии трассы, и он может дать команду бригаде, обслуживающей данный участок, обеспечить безопасность движения: убрать снег, покрыть дорогу специальным составом.

Константин Румянцев,
Газета "Голос Череповца", 23 августа 2011 г.