Пестрая компания под флагом Башлачева



Фестиваль, приуроченный к дню рождения известного череповецкого рок-барда, затянулся на пять с лишним часов.

Концерт «Рок-Череповец» собрал две с половиной тысячи зрителей. Они услышали вокал критика Троицкого, увидели борьбу легендарного музыканта Липницкого с воздушными шариками. И посмотрели на большом экране «живое» выступление Башлачева.

Браво, «Браво»!

Если судить о статусе артистов по тому, сколько зрителей спускалось на танцпол во время их выхода на сцену, то группа «Браво» победила бы с большим отрывом. Это заранее понимали и организаторы, поместившие «Браво» первой строчкой на афишу и выделившие лучшую гримерку, и сами музыканты культового коллектива. Вместо отмеренного получаса гости потратили на репетицию час с лишним, из-за чего в итоге задержался концерт. Москвичи выступали в конце фестиваля, заставив коллег, которым зал кричал «браво», гадать — то ли публика благодарит выступающих за творчество, то ли вызывает на сцену авторов «Московского бита».

Задержку концерта «Браво» отработало на ура, и зрители, которых к тому времени три часа угощали странным роком «Звуков Му», жесткой и откровенной поэзией Васи Обломова и виртуозной игрой гитариста Темура Квителашвили, с головой нырнули в беззаботный твист. Встреча была сумасшедшей, пели исключительно хором. О том, где находится дорога в облака и почему девушкам нужно бросать домашних мальчиков и любить летчиков и моряков. Сами музыканты «Браво» во время концерта проявили более всего уважения к железнодорожникам и играли без малого час. Сыграли бы и больше, но торопились на московский поезд.

— Мы не были друзьями, я видел Башлачева всего три раза, — признался основатель и лидер «Браво» Евгений Хавтан. — Впервые я услышал его песни на квартире у нашего общего знакомого, это было одно из первых выступлений Александра в Москве. Он скромненько сидел на стуле, бренчал на гитаре, колокольчики на его руке тихонько позвякивали, но с первых слов и первых аккордов было очевидно, что он невероятно талантлив и самобытен.

Самое необычное выступление на концерте, бесспорно, выдала группа «Отзвуки Му», которую основали музыканты легендарных «Звуков Му» после ухода Петра Мамонова. Едва «Отзвуки...» пропели стартовый куплет первой песни, не меньше трети зрителей покинули сидячие места — одни устремились на танцпол, другие вон — из зала. Песни у группы специфические, и ни возраст, ни регалии пока не побудили музыкантов изменить стиль в музыке или одежде. Было забавно наблюдать, как известный культуролог и серьезный режиссер Александр Липницкий (один из основателей «Звуков Му») в очках с разноцветными стеклами подыгрывает на бас-гитаре вопящему диким голосом рок-журналисту и искусствоведу Артемию Троицкому. По словам последнего, Башлачев дружил со «Звуками Му». Кроме того, Липницкий продюсировал последний студийный альбом великого тезки.

— Мы очень горды тем, что спустя двадцать с лишним лет после распада группы «Звуки Му» приехали на родину нашего друга, — сказал со сцены Александр Липницкий. — Спасибо, что пригласили. Мы познакомились, когда Леонид Парфенов и Артемий Троицкий привели в мою квартиру Сашу, о котором я в ту пору уже много слышал. Он сыграл свои лучшие песни, мы сыграли свои. Их вы сейчас и услышали.

Во время выступления «Отзвуков Му» на головы музыкантов и зрителей упали, а точнее плавно опустились, сотни черных и красных надувных шариков. И они тут же стали героями праздника. Зрители размахивали ими над головой или «лопали», задавая необычный ритм, а участники концерта пытались очистить сцену от красно-черной атаки. Веселились все.

Магадан и не только

Вася Обломов, модный ныне правдоруб и Маяковский наших дней, прихватил с собой в Череповец лишь барабанщика и диск с фонограммой. Впрочем, его выступление получилось одним из самых живых. Познания большинства зрителей творчества Обломова ограничивались песней «Еду в Магадан», но артист убедительно доказал, что живет не Магаданом единым. И имеет песни о полицейском-взяточнике, президенте Путине и родине. «Грустные песни закончились, сейчас пойдут идиотские, за которые меня любят и приглашают», — откровенно сообщил он в середине своего выступления.

Артемий Троицкий, благодаря усилиям которого в город приехал певец, находящийся на подъеме карьеры, объяснил зрителям, как и зачем на башлачевском фестивале появился Вася Обломов: «Саша и Вася исполняли совершенно разные песни, но они, как мне кажется, очень близки по духу».

За кулисами Ледового дворца Вася Обломов рассказал корреспонденту «Речи», что о духовном родственнике впервые услышал от Леонида Парфенова, которого назвал «близким товарищем».

— Леонид рассказал мне замечательную историю о том, как Башлачев у него дома дал концерт для единственного слушателя — известного московского критика Троицкого, после чего о нем узнала страна, — сказал Василий. — Меня эта история очень заинтересовала. Находясь здесь, я подошел к Артемию и спросил, правда ли это. Он подтвердил.

Заграница помогла

Венчающий второй фестиваль выход на сцену международного коллектива музыкантов, собранных с разных концов света, стал для одних зрителей самым долгожданным пунктом программы, а для других — поводом уехать домой пораньше и избежать пробок. Выбравшие последнее не услышали и не увидели обаятельного и потрясающего американского бас-гитариста и певца Джеймса Вертса, неистового барабанщика популярной блюзовой группы из Лос-Анджелеса Rival Sons Майка Майли и команды эстонских и российских музыкантов.

Экзотический Вертс сделал все, чтобы запомниться публике больше, чем все предшественники, и заставить ее забыть о том, что концерт переползает на шестой час. Рассказывают, что американец приехал в Череповец на поезде. «Встречайте», — позвонили череповецким организаторам из Москвы. «А как мы его узнаем?» — забеспокоились те. «Думаем, что на перрон сойдет один афроамериканец с ямайскими косичками-дредами и гитарой в руке», — был ответ. На сцене разноплеменная группа выдала настоящий «джем» — импровизацию на темы рок-хитов. За кулисами Вертса научили двум русским фразам: «Как дела!» и «Один момент», и он то и дело вставлял их в свои музыкальные импровизации.

Накануне гости отмечали приезд в Череповец в одном из ночных клубов. Отмечали-отмечали, но в полночь не удержались и отыграли получасовой импровизированный концерт на крохотной сцене. Зрителями стали пятеро припозднившихся посетителей. Среди участников разношерстной компании был сухонький человек, который всячески старался казаться незаметным: темные очки, глубоко натянутая бейсболка... Оказалось, что на родину снова, как и год назад, вернулся лидер группы «Рок-Сентябрь» и один из лучших друзей Александра Башлачева Вячеслав Кобрин. Многие годы он живет в Коста-Рике.

— Я здесь практически инкогнито, — рассказал он в интервью корреспонденту «Речи». — В прошлом году думал, что это мой последний визит в родной город, но удалось приехать снова. Так получилось, я это не планировал. Год назад я увез в Коста-Рику все книги о Саше, которые смог найти в российских книжных магазинах. И вот что я скажу... Столько ерунды там собрано. Либо прямое вранье в фактах, либо его выставляют тем, кем он никогда не был. Он был бы возмущен такими книжками.

Что дальше?

Афиша второго «Рок-Череповца» удивила многих. Немало было и возмущенных. Негодующие говорили и писали в Интернете о том, что фестиваль «опопсовился» и большинство его участников не имеют отношения к Александру Башлачеву и русскому року.

По словам начальника городского управления культуры Леонида Лаврова, музыкальный винегрет, в котором сошлись ретро-коллектив, рэпер-электронщик и гитарист-виртуоз, был составлен сознательно. И курс на пеструю афишу, в которой каждый найдет для себя музыку по вкусу, будет продолжен. По словам Леонида Валентиновича, единственным критерием отбора артистов для участия в «Рок-Череповце» будет качество их музыки, а не стиль и направление.

— Башлачевский фестиваль окончательно и бесповоротно стал традиционным, — сказал начальник городского управления культуры. — В сравнении с первым фестивалем музыкальный формат второго сильно изменился. Тогда около половины выступающих коллективов были местные, сейчас подавляющее большинство артистов — состоявшиеся мастера.

Вполне возможно, что третий фестиваль будет отличаться от нынешнего в неменьшей степени, чем этот от первого.

— Бренд «Череповец — родина Александра Башлачева» для города очень важен, но также важно, оттолкнувшись от этого бренда, создать самостоятельный фестиваль, — сказал Леонид Лавров. — Такой фестиваль, который со временем вышел бы за пределы Ледового дворца. У нас есть идея на этот счет, но я бы не хотел ее пока раскрывать.

Также Леонид Лавров объявил, что и в будущих фестивалях местные группы (в этом году Череповец представляла группа «Добрый день») будут составлять на сцене компанию знаменитостям. За это право они станут бороться в специальном конкурсе, который будет проходить осенью.

Сергей Виноградов,
Газета "Речь", 28 мая 2013 г.