Исследование: превращение образования в сферу потребительских услуг вызывает неприятие у педагогов Вологодской области



В преддверии Дня знаний в Вологодской области провели сравнительный анализ социального самочувствия и материального положения школьных педагогов. Специалисты изучали данные 2011-го и 2015 годов.

Нагрузка и оплата труда

Согласно опросу, с ростом заработной платы увеличивалась и рабочая нагрузка на учителей. Средняя нагрузка в неделю составляет 26 учебных часов (при норме в 18). Так, в Череповце 66% педагогов работают более чем на одну ставку.

«По мнению педагогов, не достигнута главная цель новой системы оплаты труда. Предполагалось, что уровень заработной платы будет приведен в соответствие с эффективностью труда учителя, — рассказывает заведующая лабораторией исследования проблем развития трудового потенциала ИСЭРТ РАН, кандидат экономических наук Галина Леонидова. — Только 21% опрошенных считают, что их труд оплачивается согласно его интенсивности, большая часть (65%) полагают, что их заработная плата не является справедливой по отношению к трудовому вкладу. Кроме того, исследование показало, что стимулирующая часть зарплаты учителей фактически не работает. Виной этому, во-первых, низкий размер надбавки, во-вторых, сам процесс их распределения дает благоприятную почву для разногласий в школьном коллективе. Эту напряженность в отношениях с коллегами показывает динамика индекса удовлетворенности отношениями в коллективе: он снизился с 172 до 166 пунктов».

В Вологодской области сравнили социальные настроения учителей сейчас и четыре года назад

Настроение и профессиональные проблемы

Среди наиболее волнующих педагогов проблем — стремительный рост отчетности отвлекающей, по мнению учителей, от работы непосредственно с детьми. Если бы у учителей появилась возможность лично обратиться к президенту и министру образования, то 16% просили бы сократить неподъемный объем документации, работа с которой «превращает профессию в чисто бюрократическую».

Согласно анализу, за прошедшие годы в целом социальное настроение педагогов не претерпело значительных изменений. Если в 2011 году 62% учителей оценивали свое настроение как «прекрасное и нормальное», то в 2015 году таковых — 63%. А вот запас терпения педагогов увеличился значительно — на 17 пунктов. Для сравнения, в среднем у населения Вологодской области запас терпения увеличился только на 8 пунктов.

Неприятие вызывает общий посыл школьной реформы, предполагающий превращение образования в сферу потребительских услуг. Педагоги говорят, что это противоречит традициям отечественного просвещения и грозит свести на нет имеющиеся положительные результаты реформирования, которые, по оценкам самих же учителей, становятся все более очевидными и осязаемыми.

Как изменилось качество образования в результате превращения его в сферу потребительских услуг

Что представляет из себя российское образование и куда оно движется - исследует Константин Сёмин.

Мнение череповецких педагогов

Череповецкие педагоги в основном согласны с результатами исследования ИСЭРТ РАН.

Галина Кирякова, учитель физики школы № 14, считает, что за последние годы работать стало значительно сложнее. В век информатизации приходится все время совершенствоваться, чтобы не отставать от молодежи. С переходом на новые федеральные стандарты необходимо к каждому уроку готовиться отдельно, а это глобальная работа. Прежние наработки безнадежно устарели.

«Трудностей много, но без благодарных учеников наша работа была бы труднее, — поделилась с cherinfo.ru Галина Кирякова. — Количество отчетов растет год от года. 29 лет назад, когда я начинала, отчетов не было вообще. Сейчас их огромное количество, и прибавляется с каждым днем. Повышения заработной платы мы как-то не заметили, но, наверное, чем дольше работаешь, тем меньше обращаешь внимания на деньги. Может, для молодых учителей это очень важно, для нас же деньги важны, но уже не в такой мере. Раз большой стаж, то есть категория, стажевые. Мы не связываем зарплату и отношение к работе. Зарплата одно, работа совершенно другое».

Алексей Юмалов, учитель истории и обществознания школы № 11, утверждает, что проблема не столько в зарплате, сколько в том, что для получения приемлемых денег нужно очень интенсивно трудиться:

«Сейчас на одну ставку не выживешь. Поэтому педагоги набирают дополнительные часы, мы вынуждены это делать. Отсюда возникает множество проблем. Во-первых, учитель лишен права на отдых из-за нагрузки: работает вечерами, ночами, в выходные. Нужно подготовить уроки, проверить тетради, еще приходится писать огромное количество отчетов, которые необходимо срочно выполнить. За прошлый год только по воспитательной работе нужно было предоставить более ста отчетов. Это немыслимо! Некоторые были просто абсурдными. Во-вторых, педагоги-стажисты набирают большое число часов, а молодежь остается не у дел. Когда молодые педагоги приходят в школу, у них нет стажа, нет квалификации, соответственно, заработная плата мизерная. Отсюда и старение педагогических коллективов. Но, несмотря на все эти беды, я не хочу менять профессию, и не потому что я ничего другого не умею. Я считаю, что учительство — это мое дело, я знаю, что могу приносить детям, обществу пользу. Я люблю и умею это делать».

Соцопрос учителей: Хотели бы вы, чтобы ваши дети стали педагогами?

У некоторых воспитателей детских садов настрой иной.

«Мы почувствовали повышение зарплаты, и это очень на нас подействовало. Захотелось больше работать, больше вкладывать сил в детей. Теперь я получаю удовлетворение и моральное, и материальное», — призналась Юлия Егорова, воспитатель детского сада № 26.

Улучшение ситуации в дошкольном образовании подтверждается и сокращением кадрового дефицита.

«Если говорить о вакансиях, то в дошкольном секторе их число значительно сократилось. На 20 августа требовалось 27 воспитателей. Проблемная зона — младшие воспитатели. В школах есть единичные вакансии по предметам. Больше всего требуется учителей начальных классов — семь вакансий, английский язык — девять, физическая культура — семь. Надеюсь, что к 1 сентября эти вакансии будут закрыты, — говорит начальник управления образования мэрии Череповца Наталья Стрижова. — Если говорить о возрастном составе, то постепенно уменьшается число педагогов пенсионного возраста, они составляют около 16%. Увеличивается число учителей в возрасте от 25 до 35 лет. Самой плодотворной и многочисленной сейчас является другая возрастная группа — от 35 до 50 лет. Средний возраст работников составляет 44 года. 17% имеют педагогический стаж от пяти до десяти лет. Это достаточно хороший показатель на сегодняшний день».

В опросе ИСЭРТ РАН в 2011 году участвовали 394 учителя. Опрос проводился еще до знаменитых майских указов 2012 года, предусматривающих увеличение средней зарплаты педработников до уровня средней по региону. В 2015 году социологи опросили 457 учителей: 31% — из Вологды, 28% — из Череповца, 41% — учителя из Бабаевского, Кирилловского, Тарногского, Великоустюгского, Грязовецкого, Никольского и Шекснинского районов.

Официальный сайт города Череповца, видео: Агитпроп